(Иак.2:1-14)
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Данный отрывок начинается с обращения «Братья мои» которое употребляет Иаков в своем небольшом послании 15 раз. В прямом смысле оно означает тех, кто родился от одной утробы или матери. В переносном тех кто родился по Божьему призванию по Его воле для Царства Божьего
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан.1:12,13)
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. (Иоан.3:5-8)
Такое обращение уместно, поскольку он собирается говорить о нарушении братской любви через грех лицемерия.
Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы – не взирайте на славу человеческую, но на славу Господню, будьте верующими не на словах, а на деле, обладайте такой чертой характера независимо от обстоятельств не взирая на лица. Поскольку вера и лицеприятие не совместимые понятия. Быть лицеприятным означает возвысить лицо кого-либо. От этого Бог предостерегал народ Израиля, дав одно из таких повелений.
Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.(Лев.19:15)
Пример: Во времена римской империи при рассмотрении важных судебных разбирательств суд проходил в темной комнате, чтобы решение, вынесенное судьей было принято без лицеприятия.
Апостол Петр сказал о Господе: "истинно познаю, что Бог нелицеприятен" (Деян.10:34)
Это качество Отец Небесный желает видеть в Своих детях.
В Иак 2:2-4 описан конкретный поступок, происходивший в собрании христиан.
Некоторые христиане пренебрегали братской любовью, угождая богатым людям входившим в собрание в богатой одежде с печатью властного человека на руке, в то же время, оскорбляя и унижая бедного, садя его у своих ног или ставя его в определенное место.
Но основная проблема была в том, что они нашли оправдание своему лицеприятию в законе царском: "возлюби ближнего твоего, как себя самого". Вроде бы я по этому принципу поступаю, ведь я уступил этому богатому человеку свое место, и поэтому должен быть спокоен. А что на счет бедного? Ты попытался оправдать свой поступок законом, но он не дан для оправдания, он дан для осуждения. Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.(Рим.3:20) Иаков побуждает поступать по вере а не по Закону, о чем и Павел писал: "однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть".(Гал.2:16).
Призыв Иакова в этом отрывке обращен к каждому брату и сестре во Христе, и он заключается в следующем: «имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица, Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы». И этот закон прост: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф.7:12)
Да благословит нас Господь, говорить и поступать по этому закону свободы, помня что, суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом!
|